ЭтноФото

Блог Института этнологии и антропологии РАН

Previous Entry Share Next Entry
Б.С. Губаева Женщины в республиках Северного Кавказа
ethno_photo
Положение женщин чрезвычайно тесно связано с процессами модернизации и демодернизации общества, с ростом или спадом религиозного традиционализма -- и различия в положении женщин в разных регионах России могут свидетельствовать и об характере различий их обществ.
Именно положению женщин в различных республиках Северного Кавказа посвящена работа  Б.С.Губаевой "Проблемы женской занятости в республиках Северного Кавказа" изданная при поддержке программы Президиума РАН "Историко-культурное наследие и духовные ценности России" фрагмент которой -- главу 2.1 мы приводим ниже.
Версию этой главы в формате pdf можно скачать здесь или здесь.



II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
2.1. Роль женщины в современной семье


Традиционно принято изучать оплачиваемый труд в сфере общественного хозяйства изолированно от неопла­чиваемой работы женщин в домашнем хозяйстве. Анализ взаимозависимости рыночной и домашней сфер деятельно­сти позволяет раскрыть механизм «порочного круга», вос­производящий гендерное неравенство в обществе. Его суть в следующем: домашние обязанности женщины ограничи­вают ее возможности на рынке труда и обуславливают бо­лее низкую заработную плату, это заставляет женщину быть зависимой от зарплаты мужа, и закрепляет сложив­шееся разделение труда внутри семьи. Так как лучше опла­чиваемые рабочие места достаются мужчинам, то, даже ра­ботая, женщины остаются материально зависимыми от мужей.
Вопрос о правах северокавказской женщины пред­ставляет собой большую сложность для объективного рас­смотрения, что обусловлено, прежде всего, исторически сложившимся положением женщины в северокавказском обществе; различным положением женщин в националь­ных республиках.

Вопросы семьи и положения кавказской женщины в семье и обществе - это комплекс проблем, каждая из кото­рых представляет сложное переплетение самых различных вопросов, таких, как социально-экономическое равнопра­вие в традиционном обществе, ранние браки, брачный дар и многое другое.
Современная наука глубоко и всесторонне изучает проблемы брака и семьи. Семья, ее роль в жизни отдельно­го человека, общества в целом, в наше время находится в центре внимания государственной политики. Она рассмат­ривается как основная ячейка, в которой формируются, реализуются репродуктивные установки граждан. Семья -необходимый элемент развития общества, обеспечиваю­щий прирост населения, физическое и духовное воспита­ние молодого поколения, удовлетворения естественных потребностей человека в любви и общении. Замечено, что психофизическое состояние членов общества зависит глав­ным образом от семьи. Семья большое благо и радость для человека. Образ жизни семьи в известной степени предо­пределяет семейный образ жизни ребенка в будущем.
Образ жизни сельского населения Республик Север­ного Кавказа существенно не менялся даже во времена СССР. Естественно отношение к женщине, устанавливав­шееся традициями в продолжение такого длительного сро­ка, не может измениться с принятием каких-либо правовых актов. К тому же, учитывая сравнительно недавнее появле­ние законодательных актов в области семейного права (ес­ли сопоставить его по времени с возникновением обычаев в области семейных отношений, а также с принятием му­сульманской веры), можно небезосновательно предполо­жить, что такие акты не то что не могли быть усвоенными сознанием северокавказца-мусульманина, но он мог просто о них не слышать, а следовательно, не исполнять их, тем более, что система надзора за исполнением нормативных актов недостаточно развита.
С 90-х годов прошлого века исламизация обществен­ной жизни переживает своеобразный ренессанс в некото­рых республиках Северного Кавказа, которая не могла не сказаться на восприятии роли женщины в семье.
господствующий в экономике принцип приоритетности одних видов деятельности по сравнению с другими, ска­завшийся, в частности, на крайне низком уровне развития отраслей, призванных удовлетворять повседневные по­требности человека, не привел к созданию такой системы социально-бытовых услуг, которая могла бы взять на себя наиболее трудоемкую работу по обслуживанию семьи, рав­но как и обеспечить достойные человека условия труда в домашнем хозяйстве. При этом, освоению жен­щиной новой роли труженицы ни в коей мере не сопутст­вовала широкая разъяснительная работа, направленная на необходимость изменения ролей работающих мужчин и женщин в семейном и трудовом коллективе. Ничто не про­тивостояло укоренившемуся в общественном мнении пред­ставлению о традиционном разделении обязанностей по хозяйству, где мужчина обеспечивает семью средствами для жизни, а женщина занята домашней работой, детьми. Подобное отношение к ролевому поведению мужчин и женщин в семье, передаваясь из поколения в поколение, образовало устойчивый стереотип, благодаря которому ос­новная, если не вся, работа по обслуживанию семьи все еще лежит на плечах женщин. Таким образом, на уровне
трудового коллектива приоритетными выступают требова­ния к женщине как к работнику. В семье же иерархия цен­ностей переносится на такие роли женщины, как мать и хозяйка дома. Из этого следует, что и трудовой коллектив, и семья требуют от женщины полной отдачи. При этом, первому необходимы постоянное присутствие работника на рабочем месте, его компетентность и высокая работо­способность, а второму - внимательная жена, рачительная хозяйка дома, любящая мать, что тоже, как известно, свя­зано с расходом значительных физических и душевных сил.
Регламент рабочего времени, установленный законо­дательством, не разделяется по признаку пола, и его вели­чина у женщин и мужчин практически одинакова. Время, связанное с дорогой к месту работы, возвращением домой, подготовкой к работе, обеденным перерывом, составляет несколько меньший показатель у женщин. В итоге про­должительность профессиональной деятельности женщин и мужчин мало различается (разница не превышает 1-2 ча­сов).
Существенно отличаются показатели времени по ве­дению домашнего хозяйства. Женщины тратят на работу
дома в 2 раза больше времени, чем мужчины. В таких ус­ловиях общая трудовая нагрузка на женщину, включающая профессиональную и семейно-бытовую сферы, сохраняется на протяжении длительного времени высокой, и достигает 70-80 часов в неделю, что поглощает три четверти (77%) недельного бюджета времени за вычетом затрат на удовле­творение физиологических потребностей. Подобный объем труда существенно осложняет возможность элементарного восстановления работоспособности женщин, развития их личности, общения с детьми. Для сравнения у мужчин со­ответствующие показатели составляют 62-63 часа (63%).
Труд по обслуживанию семьи в целом можно отнести к преимущественно ручному, малопроизводительному, по большей части физически тяжелому, нередко однообраз­ному и утомительному. Не случайно энергетические затра­ты домашней хозяйки и рабочего, занятого тяжелым физи­ческим трудом, приблизительно равны.
Домашнее хозяйство входит в сферу быта и составля­ет на современном этапе существования нашего общества его важную часть. Оно является сферой человеческой дея­тельности, в которой кустарно, на основе индивидуальных
затрат труда и времени организуется вся система производ­ства и потребления. За счет него осуществляется питание, стирка, уход за одеждой, помещением, уход за детьми и др.
Домашний труд необходим для удовлетворения мате­риально-бытовых нужд индивида, семьи, а подсобное хо­зяйство как разновидность домашнего труда представляет важный источник жизненных средств крестьян и значи­тельной части семей рабочих и служащих. Домашний труд служит одной из важных сторон жизни человека и допол­няет общественное производство предметов потребления и услуг, необходимых населению. В настоящее время вся тя­жесть в процессе удовлетворения потребностей ложится на плечи семьи и, в первую очередь, женщины. Домашний труд обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт одежды, обуви, белья и т.д. Кроме того, другой частью домашнего труда является оказание услуг внутри семьи.
Обособленность домашнего хозяйства, то есть суще­ствование в рамках семьи, сохраняет старые традиции, превращающие женщин в придаток домашнего очага, и всячески препятствует ее стремлению к равенству и свобо­де. В настоящее время все больше утверждается культ ве­щей, «чудо-кухни», стимулируя дух потребительства, стре­мясь превратить человека в обывателя, непрерывно го­няющегося за вещами, личным достатком.
Несоразмерно и распределение семейных функций между мужчиной и женщиной.
Репродуктивная функция — это биологическое вос­производство общества и одновременно удовлетворение потребностей в детях. Это естественный биологический процесс продолжения жизни, в которой участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обу­словлено, поскольку связано не только с семьей, но и об­ществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль. Но сама проблема выполнения этой функ­ции за последнее время заметно обострилась. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что потреб­ность в семье с большим количеством детей заметно сокра­тилась. Более того, потребность в рождении ребенка все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличи­лось количество внебрачно рожденных детей — каждый пятый ребенок появляется вне брака.
Хотя этот тезис не относится ко всем регионам Кав­каза. Так, в Чечне, Ингушетии, Дагестане не зафиксирова­но ни одного новорожденного вне брака. В то же время в данных республиках часты многодетные семьи.
Этот тезис не может в полной мере относится и к Кабарде, где имеется традиция перед свадьбой давать буду­щей невестке испытательный срок. Молодые совместно живут в течение года, ведут общее хозяйство, т.е., ведут семейный образ жизни. Если в течение года молодые ре­шат связать свою судьбу, то устраивается свадьба, если же по каким-либо причинам не подходят друг другу, то совме­стный испытательный срок на этом и заканчивается. При этом, если рождается ребенок, то не считается, что родился вне брака. Ребенок остается или с отцом или с матерью по их обоюдному согласию.
Экономическая функция выполняется обоими роди­телями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего) при наличии неполной семьи. Воспроизводство рода не оз­начает только выполнение функций деторождения в ее со­циальном содержании. Необходимо также воспроизводство средств к жизни, реализация потребностей в питании, оде­жде, жилище и др. Эта функция вечна, поскольку она име­ет природно-биологическую основу. Однако нельзя исклю­чать и социально-историческую сторону, детерминирован­
ную существующим экономически базисом, а также уров­нем духовной культуры. К.Маркс писал: «Голод есть голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором про­глатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов».
Но и здесь женщина стала проигрывать. Фактически, в условиях рыночного рынка женщина стала нести две бремени: и хранителя домашнего очага, со всеми отсюда вытекающими проблемами, и кормильца семьи, так как в нынешних экономических условиях мужчина только на свою зарплату не может прокормить семью.
В этой связи на плечи кавказской женщины легли до­полнительные трудности. Традиционно основную роль в социализации и воспитании детей в кавказских семьях иг­рала женщина. Эта роль сохранилась за ней и по сей день, несмотря на то, что она взяла на себя часть функций кор­мильца. Соответственно, возросла нагрузка на женщину. Ей стало не хватать времени, помимо ведения домашнего хозяйства, уборки, стирки, готовки, еще на воспитание ре­бенка. В результате, ребенок лишился того внимания, ко­торым он был окружен в традиционной семье.
деятельностью все возрастающую долю работы, которую должна выполнять сфера услуг.
«Двойная занятость» оказывает сильное воздействие на продолжительность и характер свободного времени женщины. Испытывая постоянный дефицит в полноцен­ном, разностороннем отдыхе, общении с детьми, женщины используют те немногие свободные часы, которые выкраи­ваются после рабочего дня и выполнения необходимых обязанностей по дому, в основном для элементарного вос­становления сил и минимального удовлетворения потреб­ностей в новой информации.
В результате на лицо грубейшее нарушение Конвен­ции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в 1979 году ООН, в которой говорится, что государства-участники принимают все соответствую­щие меры с целью:
А) изменить социальные и культурные модели пове­дения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей прак­тики, которые основаны на идее неполноценности или пре­восходства одного из полов или стереотипности роли муж­чин и женщин;
Б) обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при усло­вии, что во всех случаях интересы детей являются преоб­ладающими.
Те семейные функции, которые создают простор для самовыражения женщины, формируют ее как личность (воспитание детей, организация свободного времени), не­обходимо рассматривать как деятельность, органически присущую современной семье и имеющую основания для дальнейшего развития. А те функции, которые, напротив, тормозят процесс формирования личности (обслуживание семьи), необходимо расценивать как бесперспективные.
Результаты такой трансформации семьи не заставили себя ждать. Даже в такой республике, как Дагестан, где многодетные семьи - не исключение, а правило, общий ко­эффициент плодовитости женщин-дагестанок в детород­ном возрасте снизился на четверть за последние восемь лет. Треть женщин прерывает беременность.
Такие же проблемы есть и в других республиках. Хо­тя, к примеру, в Чеченской Республике женская общест­венная организация «Синтем», при поддержке западных, в частности, французских неправительственных организа­ций, занимается оказанием психологической и социальной помощи беременным женщинам, женщинам-вдовам, жен­щинам с многодетными семьями и просто женщинам, у ко­торых есть различные проблемы.
А проблем не мало. Так, например, в Чечне очень много ранних браков. Это 15-16 лет. Но в то же самое вре­мя очень много разводов. Конечно, на девушку влияет то, что она очень рано, неподготовленная, выходит замуж. Ро­ждаются дети, она не может учиться. То есть, если среднее образование есть, это уже хорошо. Но когда девушке уже 22-23 года, замужем она или разведена — все равно есть потребность к учебе, есть потребность развиваться. Но в этот период времени: новые проблемы, с кем оставить де­тей? Нет возможности учиться, потому что на это нужны деньги, средства. И, в основном, конечно же, девушки ос­таются без образования.
Помимо этого, традиционная семья требует исполне­ния определенных условностей, которые оказываются тя­желой ношей для женщины, особенно - беременной. Жен­щины в основном в период беременности не может сказать в своей семье, что она себя плохо чувствует, что ей хочется полежать. О том, что у нее есть запрос на какое-то опреде­ленное питание. Не может сказать, т.к. во-первых, это культурально, в традиционном обществе это - стыдно. Как правило, женщины живут с родственниками мужа. Свек­ровь, свекор, может быть еще и деверь — большие семьи. И невестка в доме должна выполнять определенную рабо­ту. Это нагрузка. Помимо этого, если у женщины нет дос­таточно образования, она не знает, как за собой ухаживать в период перинатальный.
В традиционной семье не принято, чтобы мать могла поговорить с девочками о каких-то проблемах, интимных, женских. Это считается некрасиво, стыдно. Поэтому ог­ромна роль образования и работы женских организаций, которые могли бы восполнить пробелы в образовании в молодых семьях.
Ситуация же, когда беременной женщине не принято жаловаться, но необходимо работать, характерна не только Чечне, но и другим национальным республикам Северного Кавказа, преимущественно в традиционно мусульманских, где традиции более устойчивы.
Но традиции не всегда бывают направлены против женщины. Некоторые традиции облегчают участь женщи­ны, особенно одинокой или вдовы. По традициям многих кавказцев, мужчина должен всячески оберегать женщину, помогать ей. Например, если женщина выполняет тяжелую «мужскую» работу, то всякий проходящий мимо мужчина обязан предложить свои услуги. Конечно, эта традиция со­храняется только в сельских районах, да и то уже не везде, главным образом в небольших населенных пунктах.
Результаты социологических опросов в Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чеченской Республиках показало на существенное изменение роли женщин. На из­менения указывали не только женщины, но и мужчины. При этом, необходимо отметить, что юноши высказывали негативное отношение к этим изменениям: «Они (женщи­ны) должны играть свою роль. Мужчина должен добывать пищу, а женщина играет роль матери и домохозяйки». Бо­лее терпимое отношение к изменению роли женщины вы­ражали в Северной Осетии, в основном юноши-христиане, в то время как отношение юношей-мусульман не отлича­лось от мнения их сверстников в других республиках.
В ходе опроса были отмечены качества северокавказ­ских женщин, которые, по мнению респондентов, не были характерны северокавказским женщинам в прошлом: «мужловатость», вульгарность, хамство, лидерство, грубо­ватость, мужественность, бесстрашие, ответственность.
Вместе с тем все респонденты отмечали, что кроме ранее существовавших обязанностей хранительницы очага, воспитательницы детей, создательницы уюта, домохозяйки добавились новые обязанности, ранее абсолютно несвойст­венные для кавказской женщины. Среди них названы «гла­ва семьи», «распорядитель бюджета», «телохранительница», «добытчица, «защитница», «торговка», «кормилица», «руководитель».
Хотя большинство мужчин-респондентов отмечали, что в настоящее время женщина имеет равные с мужчина­ми права, однако, при этом, этот процесс «феминизации» считали «деградацией», полагая, что тем самым женщина «потеряла больше, чем приобрела».
Отношение к женщине в разных регионах Северного Кавказа не однозначное. К примеру, в Чеченской Респуб­лике часто звучало, что «женщина в чеченском обществе занимает двойственное положение», в Кабардино-Балкарии же утверждалось, что к женщине «более хрупкое, трепет­ное отношение». Но все респонденты сходились во мнение, что главной обязанностью и достоинством женщины счи­тается сохранение чести своей семьи.
С точки зрения респондентов-мужчин, издавна суще­ствует ошибочное мнение о том, что горцы унижают жен­щин. Поясняя некоторые из норм этикета, дошедшие до наших дней, они приводили исторически оправданные до­воды. Так, и у ингушей, и у чеченцев, и у многих народов Дагестана женщина должна идти на полшага позади мужа, приводя такие причины: «Была необходимость, чтобы женщина в горах все время шла только сзади. Впереди ее могли ожидать опасности. И эту опасность мужчина дол­жен был взять на себя».
Обсуждение изменения роли женщины естественно привело к оценке роли и положения мужчин. По характе­ристике самих мужчин в ситуации, когда роль женщин из­менилась, они «чувствуют себя неуютно», «стрессы у муж­чин», «иногда доводит до пьянства, алкоголизма», «где женщина начала властвовать, мужчина потерялся».
В принципе сама тема равенства полов северокавказ­скими мужчинами, особенно в сельской местности, воспринималась особенно остро и болезненно. Среди них бы­ло абсолютное единодушие в негативном восприятии темы равенства прав мужчин и женщин.
Результаты социологических исследований, получен­ные Союзом «Женщины Дона» в Чеченской Республики, типичны и для других национальных республик региона. Согласно им:
«Некоторые женщины сами делают себе же хуже, придерживаясь той идеи, что борются за свои права. На самом деле их права уже исписаны» (юноша, 22 года), «роль женщины - это роль домохозяйки» (юноша, 20 лет), «сейчас по всему миру женщины борются за свои права: выглядеть как мужчина, иметь такие же права» (юноша, 19 лет), «те примитивные идеи, которые они создают «мы бо­ремся за свои права», на самом же деле они ущемляют свои права сами» (юноша, 22 года), «у них идея - быть похожи­ми на западных девушек, на женщин Запада» (юноша, 21 год).
Среди участниц фокус-группы девушек тема равных прав мужчин и женщин воспринималась неоднозначно. Одни считали, что равных прав не может быть в принципе: «мужчина может себе позволить много чего, а женщина не может. Поэтому не может идти речи о равноправии во всех отношениях» (девушка, 18 лет), «мужчина чуть-чуть дол­жен быть выше» (девушка, 19 лет).
Другие участницы мечтали о собственной самореали­зации и независимости: «у меня такая мечта, чтобы нико­гда и ни от кого не зависеть» (девушка, 18 лет), «мне ка­жется, что каждый человек должен себя реализовать» (де­вушка, 18 лет).
В словах третьих ощущалось как понимание неспра­ведливости по отношению к женщине, так и ощущение бе­зысходности: «когда в семье работают и мужчина и жен­щина, больше ответственности ложится на женщину. Она -собственность мужа, и все, что она зарабатывает, принад­лежит ему» (девушка, 18 лет), «если молодая жена, девушка приходит в семью мужа и позволяет, чтобы ее оскорбляли, унижали, то так будет всегда» (девушка, 19 лет).
Противники равноправия женщин и мужчин объяс­няли свою позицию тем, что традиционная семья крепче, так как «развод считался позором для того рода, к которо­му относилась женщина. И смыть позор разведенной жен­щины было трудно. Сегодня же женщина не держится за семью, легко разводится, не думая о детях, о семье».
После замужества северокавказская женщина остает­ся под защитой и опекой своей семьи, семьи своих родите­лей. Ее опекают братья, дяди, и весь ее род является за­щитником ее интересов. Эта защита являлась серьезным сдерживающим фактором, но, как отмечали сами респон­денты, в новых экономических условиях ослабевают род­ственные отношения. А, значит, и защита становится не гарантированной. В таких условиях женщине самой при­ходится защищать свои интересы, что и приводит к столк­новению традиций и новых веяний времени.
Практически во всех национальных республиках Се­верного Кавказа отмечается особая роль женщины в семье. Основными тезисами, подчеркивающими роль женщины, во всех этих республиках отмечалось:
- женщина в семье является столпом семьи, дома;
- семья, традиции, обычаи и народ держатся на жен­щинах;
женщина создает атмосферу в семье;
дом, в котором нет женщины, является нежилым;
- семья, в котором нет женщины, не семья, а обитате­ли дома;
- ребенок берет основные качества от матери.
Отмечая роль женщины в семье, респонденты-мужчины отмечали, что воспитание детей на примере отца, возвышая его все время, и показывая на него ежедневно, ежеминутно как на идеал, уходит в небытие. В результате мужчина оказался обыденным существом в глазах детей. Идеал упал, что стало главной причиной сегодняшнего развала в обществе.
В Чеченской Республике, помимо этого, вследствие конфликта и военных действий на территории республики, произошло разрушение семейных традиций, сломав саму основу чеченской семьи.
Во многих кавказских семьях считается, что семья, в которой женщина стала основным кормильцем, разрушает­ся.
Важной проблемой в кавказской современной семье остается несовершеннолетнее материнство. Отношение общества к несовершеннолетним мамам менялось на про­тяжении веков. В своем историческом развитии эта соци­альная категория прошла два основных этапа: первый этап - этап традиционного общества, когда ранние браки пред­ставляли собой норму жизни, и когда молодые и их ребе­нок составляли одну из ячеек сольной родительской семьи.
Что характерно для традиционного северокавказского об­щества, отголоски первого этапа сохранились только в Да­гестане и Чечне. Хотя в данных республиках несовершен­нолетнее материнство перестало быть нормой, но оно не встречается вне брака, поэтому это явление не выходит за рамки традиционной семьи. В других же республиках, как правило, в городах, второй этап связан с разрушением со­временных брачно-семейных норм и появлением одной из молодежных «групп рисков».
Работа с одинокими молодыми мамами в России только началась. Как и в других странах мира, она пресле­дует две основные цели:
1. Выявление группы «маленьких мам» и оказание им помощи, поддержки, реабилитации. Одинокие юные мате­ри выявляются либо в поликлиниках, куда они обращаются по поводу беременности, в родильных домах, либо на во­кзалах, в других местах скопления одинокой и часто асо­циальной молодежи. Кроме того, специальная регистрация одиноких несовершеннолетних матерей ведется т.н. дет­скими комнатами милиции, участковыми милиционерами.
2. Профилактика ранних сексуальых связей и про­блем раннего материнства. В этих целях исследователями НИИРАРСС решается задача:
создание специальной Программы «Маленькая ма­ма», содержащей анализ предмета, объекта, формулировку проблем, описание гипотез, методов сбора и анализа мате­риала, разработку научной технологии;
разработка выборки этой молодежной группы рис­ка;
- создание первых социальных служб «Одинокая юная мать сегодня».
Общественные организации, оказывающие психоло­гическую и социальную помощь несовершеннолетним женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, есть практически в каждом городе, за исключением рес­публик Северного Кавказа.
Анализ ситуации на Северном Кавказе показывает, что регион находится только в начале систематической помощи несовершеннолетним матерям. В силу многих причин, в том числе и ментальных, эта проблема не явля­ется Северного Кавказа такой же острой как, скажем в Центральной России. Однако и здесь раннее материнство
становится проблемой, которая влияет не только на укреп­ление семьи, но и на положение женщины в целом, т.к. раннее материнство - показатель ослабления традиционно­го воспитания в семье в силу занятости современных жен­щин.




  • 1
  • 1
?

Log in